16.1.1.
Подсистема формирования пояснений в MYCIN
Модуль формирования
пояснений в экспертной системе MYCIN (о ней шла речь в главе 3) автоматически
вызывается по завершении каждого сеанса консультаций. Для того чтобы предоставить
пользователю информацию о том, почему система рекомендует именно такие значения
медицинских параметров, модуль извлекает список правил, активизированных в процессе
сеанса, и распечатывает его вместе с заключениями, которые были сделаны этими
правилами. Модуль также позволяет пользователю задавать вопросы системе по поводу
выполненной консультации, причем вопросы могут носить и обобщенный характер.
Способность
системы отвечать на вопросы пользователя, касающиеся выполненной работы, основывается
на следующих функциях:
Как отмечалось
в главе 3, процесс выполнения консультаций в экспертной системе, использующей
обратную цепочку логического вывода, включает поиск в дереве целей (рис. 16.1).
Следовательно, справки о ходе выполнения консультации можно разделить на два
типа:
Чтобы ответить
на вопрос почему, нужно просмотреть дерево целей "вверх" и
определить, какую цель более высокого уровня пытается достичь система. Чтобы
ответить на вопрос как, нужно просмотреть дерево "вниз" и выяснить,
достижение каких подцелей привело к данной цели (в текущее состояние). Таким
образом, процессе формирования пояснений можно рассматривать как некоторый вид
прослеживания дерева целей, т.е. свести к задаче поиска в дереве.
Тот факт,
что MYCIN отслеживает прохождение структур цель-подцель в процессе выполнения
вычислений, позволяет этой системе отвечать на вопросы вроде приведенного ниже.
"Почему
вас интересует, является ли окраска микроорганизма грамотрицательной?"
Рис. 16.1.
Формирование ответов на основе дерева целей в системе MYCIN
В ответ система
может процитировать правило, которое утверждает, что если микроорганизм имеет
грамотрицательную окраску и соблюдаются другие условия, то этот организм относится
к классу enterobacteriaceae. Помимо цитирования правила, в ответе также указывается,
что текущая цель — выяснение класса микроорганизма.
В MYCIN сохраняется
список всех решений, принятых в течение сеанса работы, а затем этот список используется
для пояснения и уточнения принятых решений в ответ на вопрос пользователя почему,
например, такой:
"Почему
вы предполагаете, что Организм-1 это протеин?"
В ответ MYCIN
процитирует правило, относящееся к этому заключению, и выведет значение степени
уверенности в достоверности этого правила. Системе MYCIN можно также задавать
вопросы общего характера. Такие вопросы касаются правил безотносительно к текущему
состоянию базы данных, т.е. безотносительно к конкретному пациенту. Например:
"Что
прописывать при заражении инфекцией pseudonomas?"
В ответ система
выведет тот набор препаратов, который рекомендуется в правилах, касающихся инфекции
pseudonomas.
Однако пользователь
не может получить доступ к информации, хранящейся в виде статических знаний
или в таблицах знаний, поскольку эти источники данных не имеют формата порождающих
правил. Кроме того, механизм формирования рекомендаций о курсе лечения и выборе
предпочтительных медикаментов представлен в программе в виде LISP-функций, которые
пользователь не может просмотреть (а если и сможет, то вряд ли что-нибудь в
них поймет). Пользователь также не может задать системе вопросы о том, в каком
порядке просматриваются правила в процессе формирования решения и в каком порядке
анализируются условия, специфицированные в этих правилах.
Подытоживая
сказанное о средствах формирования пояснений в системе MYCIN, отметим, что хотя
вопросы как и почему и дают пользователю определенную информацию
о порядке логического вывода, но признать ее достаточной можно с большими оговорками.
Пользователю трудно проследить за логикой процесса по длинной распечатке активизированных
правил. Правда, такая распечатка содержит довольно ценную информацию для инженеров
по знаниям и разработчиков системы, особенно на стадии ее настройки.
В тех экспертных системах, в которых используется прямая цепочка рассуждений, список активизированных правил несет еще меньше полезной для пользователя информации, поскольку на промежуточной стадии вычислений трудно по нему судить, куда же ведет цепочка рассуждений.