|  |  | 
ГЛАВА 13.
Иерархическое 
  построение и проверка гипотез
  
 В данной главе 
  будут рассмотрены три системы, реализующие комбинированный метод решения проблем, 
  который получил в литературе наименование иерархического построения и проверки 
  гипотез (hierarchical hypothesize and test). С методом эвристической классификации 
  этот метод сходен в том, что в нем используется отображение множества абстрактных 
  категорий данных на множество абстрактных категорий решений, но этот подход 
  усложнен тем, что элементы решений могут комбинироваться и объединяться в составные 
  гипотезы. Цель такого усложнения — построение гипотезы, которая могла бы 
  объяснить все симптомы и признаки анализируемой ситуации. Классическим примером 
  ситуации, в которой проявляются достоинства нового метода, является дифференциальное 
  диагностирование, когда предполагается, что пациент страдает не одним, а несколькими 
  заболеваниями, и нужно по множеству симптомов и показаний определить, какими 
  именно.
  
 Включение 
  в процесс анализа комбинированных гипотез значительно усложняет положение вещей. 
  Пространство гипотез "разрастается", и его приходится каким-то образом 
  структурировать, чтобы сделать обозримым. Метод иерархического построения 
  и проверки гипотез пытается решить эту проблему с помощью явно выраженного 
  таксо-нометрического представления пространства гипотез. Таксонометрическое 
  представление обычно имеет вид дерева, листьями которого являются элементы решения. 
  Нет ничего удивительного в том, что при представлении знаний, основанном на 
  иерархически структурированной организации объектов, процесс активизации гипотез 
  направляется этой организацией и заданным режимом управления.
  
Первой будет рассмотрена система CENTAUR [Aikins, 1983], поскольку она лучше документирована и в особенностях ее работы легче разобраться. Затем мы рассмотрим более сложную систему INTERNIST [Pople, 1977], на примере которой можно увидеть, какие проблемы возникают при использовании метода иерархического построения и проверки гипотез. Последней будет рассмотрена современная система TEST [Kahn et al., 1987], на примере которой можно увидеть, какое влияние оказывает иерархическая стратегия на методику извлечения знаний.
|  |  |