А.2.3. Наблюдение за процессом интерпретации

Теперь на простом примере познакомимся с возможностями, которые предоставляет среда разработки CLIPS в части отладки программы, состоящей из правил и фактов. Введите в текстовый файл правило, а затем загрузите этот файл в среду CLIPS.

(defrule start

(initial-fact)

(printout t "hello, world" crlf) )

Выполните команду reset. Для этого либо введите эту команду в командной строке интерпретатора

CLIPS> (reset)

либо выберите в меню команду Execution => Reset, либо нажмите <CTRL+U> (последних два варианта возможны в версии, которая работает под Windows).

Затем запустите интерпретатор. Для этого либо введите эту команду run в командную строку интерпретатора

CLIPS> (run)

либо выберите в меню команду ExecutionORun, либо нажмите <CTRL+R> (последних два варианта возможны в версии, которая работает под Windows).

В ответ программа должна вывести сообщение hello, world, знакомое всем программистам мира. Для повторного запуска программы повторите команды reset и run.

Если в меню Execution^Watch ранее был установлен флажок Rules или перед запуском программы на выполнение вы ввели в командную строку команду watch rules, то на экране появится результат трассировки процесса выполнения

CLIPS> (run) FIRE 1 start: f-0 hello, world

В этом сообщении в строке, начинающейся с FIRE, выведена информация об активизированном правиле: start— это имя правила, а f-0— имя факта, который "удовлетворил" условие в этом правиле. Команда watch позволяет организовать несколько разных режимов трассировки, с деталями которых вы можете познакомиться в Руководстве пользователя. Если перед запуском программы вы ввели

CLIPS> (dribble-on "dribble.dp")

TRUE

то выведенный протокол трассировки будет сохранен в файле dribble.dp. Сохранение протокола прекратится после ввода команды

CLIPS> (dribble-off)

TRUE

Это очень удобная опция, особенно на этапе освоения языка.