А.5.
Стиль программирования на языке CLIPS
В главе 17
был представлен обзор инструментальных средств конструирования экспертных систем
и ряд рекомендаций, касающихся методики их проектирования. Многие из описанных
в той главе средств имеют функциональные возможности, весьма близкие к тем,
которые вы можете найти в CLIPS. Большинство рекомендаций, относящихся к методике
проектирования систем, основанных на правилах, сохраняют свою силу и при использовании
в качестве основного инструмента проектирования языка CLIPS. В частности, работая
с CLIPS, нужно стараться так организовать систему правил, чтобы каждое из них
было как можно проще. Я бы рекомендовал вновь перечитать главу 17 после того,
как вы внимательно проанализируете описанную в этом Приложении программу.
Эта программа
является относительно простой и включает всего 35 правил, тогда как в практических
экспертных системах их может быть значительно больше. Например, в прототипе
системы R1/XCON, который был разработан в 1980 году (см. главу 14), содержалось
около 750 правил, причем по мере совершенствования системы их число росло и
к 1984 году достигло 3300. В среднем каждое правило в R1 анализирует шесть условий
и выполняет три действия.
Как и при
программировании любых других задач, ключевым условием разработки "хорошего"
программного кода является правильный выбор набора абстрактных понятий, которыми
должна манипулировать программа, и набора операций, которые она должна выполнять.
Первое условие позволит рационально выбрать структуру объектов и форму представления
условий в левой части правил, а второе — рационально организовать действия в
правой части. Как было показано в разделе A3, использование объектов
и обработчиков сообщений позволяет успешно решить задачу рациональной организации
данных и процедур в программе.