6.3.1. Основные
понятия концепции фреймов
Становление
теории систем фреймов во многом обязано ряду интуитивных предположений, касающихся
механизмов психологической деятельности человека. В частности, предполагается,
что представление понятий в мозге не требует строгого формулирования набора
свойств, которыми должна обладать та или иная сущность, чтобы можно было рассматривать
ее в качестве представителя определенной категории сущностей. Многие из тех
категорий, которыми мы пользуемся, не имеют четкого определения, а базируются
на довольно расплывчатых понятиях. Создается впечатление, что человек более
всего обращает внимание на те бросающиеся в глаза свойства, которые ассоциируются
с объектами, наиболее ярко представляющими свой класс.
Такие объекты
были названы "прототипическими объектами", или прототипами. В
частности, "прототипическая" птица, например воробей, может летать,
а потому у нас есть основание полагать, что это — свойство всех птиц,
хотя и существуют редкие виды птиц, которые этим свойством не обладают, например
пингвины. Именно в этом смысле воробей является лучшим экземпляром категории
"птицы", чем пингвин, поскольку он представляет более типические свойства
объектов своего класса. Несмотря на существование видов птиц, являющихся исключением
в своем классе, мы можем сформулировать обобщенное свойство объектов этого класса
следующим образом: "птицы летают".
Теперь обратимся
к объектам другого рода— математическим, например многоугольникам. По отношению
к этой категории объектов у нас также имеется интуитивное представление о типичности.
Например, рассматривая четырехугольники, представленные на рис. 6.5, вряд ли
кто будет оспаривать утверждение, что "типичность" объектов увеличивается
по мере перехода от фигур, расположенных слева, к фигурам, расположенным справа.
Четырехугольник, не обладающий выпуклостью, кажется нам менее типическим, чем
выпуклый, а прямоугольник кажется более типическим, чем выпуклый четырехугольник
с различными внутренними углами, возможно потому, что площадь фигуры коррелируется
в нашем сознании с длиной периметра, а эта связь лучше проявляется при равных
значениях внутренних углов.
Рис. 6.5.
Изменение "типичности" прямоугольников разного вида
В системе
фреймов предпринимается попытка судить о классе объектов, используя представление
знаний о прототипах, которые хорошо представляют большинство разновидностей
объектов данного класса, но должны быть каким-то образом скорректированы, для
того чтобы представить всю сложность, присущую реальному миру. Так, если мне
ничего не известно о площади более или менее прямоугольного участка земли, но
известны длины сторон, то я могу оценить площадь, полагая, что внутренние углы
контура этого участка почти равны. В худшем случае, если мои предположения о
равенстве углов окажутся уж слишком далеки от действительности, то оценка площади
будет завышенной, но такая ситуация типична для подавляющего большинства эвристических
механизмов.
При решении практических проблем мы встречаемся с изобилием исключений из правил, а границы между разными классами оказываются очень размытыми. Системы фреймов оказываются полезными по той причине, что они дают нам в руки средства структурирования эвристических знаний, связанных с приложением правил и классификацией объектов. При использовании фреймов эвристические знания не "размазываются" по программному коду приложения, но и не собираются воедино в виде метазнаний, а распределяются между теми видами объектов, к которым они приложимы, и существуют на уровне управления в иерархии представления таких объектов.