Упражнения
1. В какой
мере можно отнести MYCIN и CENTAUR к гибридным системам?
2. Можно ли
считать системы с доской объявлений гибридными?
3. Почему
компонентам, реализующим обучение, отводится такая важная роль в экспертных
системах?
4. Какой смысл
придается термину "обобщение на основе пояснений"? В чем отличие этой
функции экспертной системы от методов обучения, рассмотренных в главе 20?
5. Рассмотрите
следующее определение арки, состоящей из двух колонн (pillar) и перемычки (lintel),
вместе с представленными за ним фактами.
Arch(X, Y, Z) :-left_pillar(X),
right_pillar(Y), lintel(Z),
supports(X,
Z), supports(У, Z), apart(X, Y).
supports(X, Z), on(X, ground),
on(Y,
X), not(on(Y, ground)).
apartfX,
Y) :- not(touch(X, Y)).
;;
Факты
left_pillar(objl). right_pillar(obj2).
on(obj1, ground). on(obj2, ground).
Iintel(obj3).
on(obj3, p1). on(obj3, p2).
Как из этих
фактов и правил, пользуясь методикой обобщения на основе пояснений, можно вывести
определение понятия "арочность" (archhood)?
6. В чем заключаются
сильные и слабые стороны подходов на основе правил и прецедентов и как их можно
использовать совместно?
7. Что такое
нейронная сеть? Какие преимущества сулит использование нейронных сетей по сравнению
с символическими методами?
8. Проанализируйте
фрагмент нейронной сети, представленный на рис. 23.4.
Рис. 23.4.
Фрагмент нейронной сети
I) Что случится
с узлом R, если узлы S1, и S3 будут возбуждены?
II) Как изменится
состояние узла R, если дополнительно будет возбужден и узел S2?
9. Можете ли вы предложить вариант комбинирования символических и субсимволических парадигм, отличный от того, который использован в системе SCALIR? Сначала задумайтесь над возможностями его использования в задачах извлечения информации, а затем в других задачах, связанных с обработкой больших объемов информации, например распознавания речи.