Упражнения
1. В чем отличие
методик супервизорного обучения и "обучения без преподавателя"?
2. Проведите
разграничение между задачами "обучение концептам" и "обобщение
дескрипторов".
3. По образцу,
приведенному в тексте главы, постройте обучающую выборку для следующих концептов:
I) иностранная
машина,
II) маленькая
иностранная машина,
III) маленькая
американская машина.
Как вы думаете,
можно ли использовать в обучающей выборке для концептов II) и III) те же экземпляры,
что и представленные в табл. 20.1?
4. На рис.
20.4 показаны три пары образцов. Скажите, во всех ли парах имеются более и менее
специфические образцы, а если это так, то какой именно из них является более
специфическим.
5. Рассмотрите
обучающую выборку, представленную в табл. 20.2. Из 14 объектов 9 относятся к
классу П, а 5 — к классу Н. Следовательно, энтропия множества сообщений будет
равна
-(9/14)log2(9/14)
- (5/14)*log2(l/J4) = 0.94 бит.
Рис. 20.4.
Пары образцов
I) Чему равно
ожидаемое количество информации для атрибута наблюдение?
II) Чему равен
прирост количества информации после анализа атрибута наблюдение?
III) Повторите
этот анализ по отношению к атрибутам влажность и ветрено.
IV) Анализ
какого атрибута сулит наибольший прирост количества информации?
6. Перечислите несколько методик обучения, которые используются в практике работы с людьми, и постарайтесь разграничить эти методики по характеру. Например, методика обучения таблице умножения существенно отличается от методики обучения игре на музыкальных инструментах. Какая из методик легче всего реализуется программно и почему?