17.3.1.
Языки описания порождающих правил
Но, естественно,
возможности языков высокого уровня также не беспредельны — каждый из них имеет
свои ограничения. Например, в языке OPS5 возможности динамической памяти ограничены
размещением векторов в рабочей памяти, что не позволяет строить в ней рекурсивные
структуры данных, такие как графы или деревья. При разработке системы MORE (о
ней речь шла в главе 12) из-за этого возникли серьезные сложности [Kahn,
1988]. Некоторые типы структур управления ходом выполнения, например рекурсивные
и итерационные циклы, также с трудом реализуются в этом языке. В общем, это
та цена, которую приходится платить за относительную простоту программного кода
на языке OPS5 и эффективность его выполнения.
В ранних моделях
систем, основанных на порождающих правилах, до 90% времени работы уходило на
выполнение операций сопоставления условий. Но позднее Форджи обратил внимание
на возможные источники низкой эффективности такого упрощенного подхода [Forgy,
1982]. Алгоритм сопоставления RETE, предложенный Форджи и реализованный
в языках описания порождающих правил семейства OPS, базируется на двух наблюдениях.
Предложенный
Форджи алгоритм значительно снижает количество внутрицикловых итераций за счет
использования сети сортировки, имеющей древовидную структуру. Выражения в левой
части порождающих правил компилируются и включаются в эту сеть, а алгоритм сопоставления
довольно просто определяет конфликтующее множество, просматривая состояние сети
в текущем цикле. Количество межцикловых итераций сокращается за счет обработки
множества лексем, которые являются индикаторами удовлетворения условий, размещенных
в рабочей памяти. Это множество лексем отображает изменения, происходящие в
рабочей памяти от цикла к циклу, и таким образом позволяет выявить те условия,
которые подлежат проверке. Поскольку никаких других процессов управления, кроме
цикла распознавание-действие, в системе не существует, то обработать
полученное в результате конфликтующее множество не представляет особого труда.
Механизм разрешения конфликтов выполняет это, не обращая внимания на другие
аспекты текущего контекста вычислений.
Совершенно
очевидно, что попытка использовать рекурсивные структуры данных потребует серьезного
усложнения описанного процесса обработки правил. Точно так же и изменение режима
управления приведет к тому, что механизм разрешения конфликтов вынужден будет
анализировать дополнительную информацию. Разработчики языков, подобных OPS,
всегда вынуждены искать компромисс между мощностью выразительных средств языка
и эффективностью выполнения программного кода. До сих пор в среде исследователей
предметом оживленных дискуссий является вопрос о том, удалось ли разработчикам
OPS5 найти такой компромисс. Разработанные позже языки КЕЕ, КАРРА и CLIPS унаследовали
от OPS5 синтаксис и механизм активизации правил. Все эти языки используют различные
версии алгоритма RETE при формировании множества конфликтующих правил.
Преодоление недостатков программирования порождающих правил лежит не на пути усложнения существующих языков программирования, а скорее на пути объединения их с другими парадигмами программирования, позволяющими использовать рекурсивные структуры данных и управления. Примером такого объединения может служить комбинирование порождающих правил и фреймов, что позволяет сопоставлять условия, специфицированные в правилах, с содержимым слотов фреймов (см. главу 13). Для решения проблем управления в последнее время все чаще используется включение наборов правил в более мощную.вычислительную среду, которая позволяет работать со списками заявок и с множеством источников знаний (подробнее об этом — в главе 18).