Упражнения
1. Почему
проблемы планирования и проектирования не всегда могут быть решены с помощью
методов классификации? При соблюдении каких условий методы классификации могут
быть использованы для решения проблем этих классов?
2. Что представляет
собой метод Match? Какие "условия соответствия" должны быть соблюдены
для того, чтобы этот метод сработал?
3. В чем состоит
стратегия специфики, применяемая для разрешения конфликтов, и как она
реализована в системе R1?
4. Детально
опишите использование контекста в процессе работы системы R1. "Понимает"
ли сама система используемую в ней стратегию решения проблемы нисходящим уточнением?
5. Что представляет
собой "пространство проблемы" в методологии RIME и какую роль оно
играет?
6. В чем преимущество
использования более явного представления стратегии, реализованного при модернизации
системы XCON?
7. Подумайте,
как можно автоматизировать решение следующей задачи проектирования конфигурации.
Эта задача достаточно сложна, чтобы не считаться тривиальной, но, конечно же,
значительно уступает по сложности задаче проектирования конфигурации вычислительного
комплекса.
Описание
задачи. Пользователь системы желает скомпоновать музыкальный комплекс, в
состав которого должны входить электрогитара, усилитель и педали звуковых эффектов.
Задача экспертной системы — помочь пользователю выбрать вариант комбинации компонентов,
которые обеспечат желаемое качество звучания.
Данные
и знания. Данные, передаваемые в систему, должны включать следующие параметры:
Постарайтесь
отыскать среди своих знакомых заядлого гитариста и "вытянуть" из него
необходимые знания. Рассматривайте это упражнение, в первую очередь, как упражнение
на проектирование.
Анализ
задачи. Используйте тот же вид анализа задачи, который мы применяли в отношении
системы R1, т.е. разложение задачи на подзадачи. Отправной точкой может послужить
И/ИЛИ-дерево, приведенное на рис. 14.2. Постарайтесь либо построить систему
на определенную глубину дерева, либо сделать ее более специализированной, "разрисовав"
подробнее одно из поддеревьев, выбор усилителя или гитары.
Организуйте
детерминированный просмотр дерева программой в процессе решения задачи и выполняйте
его сверху вниз и слева направо. Наиболее важное решение, которое должна принять
программа, — выбор гитары. Поэтому сначала завершите эту задачу, а затем переходите
к выбору усилителя. Естественно, сначала нужно выбрать изготовителя и модель,
а уже потом тип струн и прочих аксессуаров.
Рис. 14.2.
Дерево анализа задачи проектирования конфигурации музыкального комплекса
Мы выделили две категории усилителей — транзисторные и ламповые. Хотя усилители обеих категорий могут работать с гитарами любого типа, все же ламповые усилители предпочтительнее для одних стилей исполнения и музыкальных жанров, а транзисторные — для других. Еще одно соображение нужно принимать во внимание. Некоторые модели усилителей имеют встроенные средства создания звуковых эффектов, например реверберации или хорового исполнения. При выборе таких моделей соответственно должны быть скорректированы требования к педалям дополнительных эффектов. Выбор набора педалей зависит, естественно, от предпочтительных музыкальных жанров и стилей исполнения.