13.2.1.
Структура фреймов в CENTAUR
Основная идея,
положенная в основу системы CENTAUR, состоит в том, что фреймо-подобные структуры
обеспечивают явное представление предметной области, которое может быть использовано
для формирования суждений с помощью порождающих правил. Такое описание предметной
области позволяет разделить стратегические знания о том, как управлять
процессом формирования суждений, и ситуационные знания о том, какой вывод
можно сделать из имеющегося набора фактов. Теоретически это позволит отделить
ситуационные знания, специфичные для конкретной предметной области, а значит,
создать систему, которую можно будет приспособить для работы в разных областях.
При таком
подходе порождающие правила могут быть просто включены в структуру фрейма в
качестве значения одного из слотов. Связывание правил со слотами фрейма создает
возможность организации единого механизма функционирования правил на основе
естественного группирования. Другие слоты в данном фрейме образуют в явном виде
контекст применения правила.
В CENTAUR
используются три типа фреймоподобных структур: прототипы, компоненты и
факты. Из 24 прототипов двадцать один представляет определенные заболевания
органов дыхания, один — знания, общие для всех заболеваний этого вида, а еще
два — знания, в определенной мере независимые от предметной области. Это знания
о том, как запустить консультирующую программу и просмотреть имеющиеся свидетельства.
Таким образом, знания организуются вокруг самих диагностических категорий. Альтернативный
вариант, используемый в большинстве других систем, — заложить эти знания в неявной
форме в набор неструктурированных правил.
Прототипы
в программе CENTAUR содержат знания и объектного, и метауровня. Из них организована
сеть, фрагмент которой представлен на рис. 13.1. Верхний уровень иерархии занимает
прототип CONSULTATION (консультация), который управляет всеми стадиями процесса
проведения консультаций (ввод исходных данных, активизация гипотез и т.п.).
Затем следует слой прототипов, представляющих определенные патологические состояния,
такие как RESTRCTIVE LUNG DESEASE (легочные заболевания), OBSRTUCTIVE AIRWAYS
DESEASE (заболевания верхних дыхательных путей) и т.п. И на самом нижнем уровне
категории заболеваний разделяются, во-первых, на конкретные заболевания, а во-вторых,
по степени остроты. Так, категория заболеваний верхних дыхательных путей (OBSRTUCTIVE
AIRWAYS DESEASE) может быть разделена на подкатегории MILD (мягкие), MODERATE
(умеренные), MODERATELY SEVERE (умеренной остроты) и SEVERE (острые). А конкретные
виды заболеваний, представленные на этом уровне, — ASTHMA (астма), BRONCHITIS
(бронхит) и EMPHYSEMA (эмфизема).
Каждый прототип
имеет слоты для некоторого набора компонентов, которые содержат указатели на
субфреймы знаний на объектном уровне. В каждом прототипе заболеваний органов
дыхания существуют слоты, представляющие результаты анализов легких, причем
каждый из этих слотов также является фреймом с собственными правами и собственной
внутренней структурой. Например, фрейм OBSRTUCTIVE AIRWAYS DESEASE (заболевания
верхних дыхательных путей) включает 13 компонентов, каждый из которых имеет
собственное наименование, характеризуется диапазоном допустимых значений и степенью
(мерой) важности. В дополнение к этому фрейм компонента часто содержит специальный
слот, называемый "inference rules" (правила вывода), в котором хранятся
порождающие правила формирования логического вывода на основе значения этого
компонента. Если компонент не содержит такого рода правил или правило по каким-либо
причинам не может обработать значение компонента, программа обращается с вопросом
к пользователю. Такую меру предосторожности в отношении набора правил можно
рассматривать как процедурную связь определенного вида. Процедурная связь обычного
вида потребовала бы включение в программу довольно значительного по объему фрагмента
LISP-кода.
Факты, с которыми
работает программа, представляются фреймами, каждый из которых имеет шесть слотов.
В них содержится информация о наименовании параметра, его значении, степени
достоверности, источнике, классификации и обоснованности.
Помимо знаний,
специфичных для предметной области, в прототипах имеется и управляющий слот.
В нем представлены знания метауровня о том, как использовать этот структурный
элемент знаний. Этот слот содержит LISP-выражения, предназначенные для
Каждый управляющий слот можно рассматривать как консеквентную часть правила, условная часть которого сопоставима с ситуацией, описанной компонентами прототипа.