|  |  |  | 
13.2.1. 
  Структура фреймов в CENTAUR
  
 Основная идея, 
  положенная в основу системы CENTAUR, состоит в том, что фреймо-подобные структуры 
  обеспечивают явное представление предметной области, которое может быть использовано 
  для формирования суждений с помощью порождающих правил. Такое описание предметной 
  области позволяет разделить стратегические знания о том, как управлять 
  процессом формирования суждений, и ситуационные знания о том, какой вывод 
  можно сделать из имеющегося набора фактов. Теоретически это позволит отделить 
  ситуационные знания, специфичные для конкретной предметной области, а значит, 
  создать систему, которую можно будет приспособить для работы в разных областях.
  
 При таком 
  подходе порождающие правила могут быть просто включены в структуру фрейма в 
  качестве значения одного из слотов. Связывание правил со слотами фрейма создает 
  возможность организации единого механизма функционирования правил на основе 
  естественного группирования. Другие слоты в данном фрейме образуют в явном виде 
  контекст применения правила.
  
 В CENTAUR 
  используются три типа фреймоподобных структур: прототипы, компоненты и 
  факты. Из 24 прототипов двадцать один представляет определенные заболевания 
  органов дыхания, один — знания, общие для всех заболеваний этого вида, а еще 
  два — знания, в определенной мере независимые от предметной области. Это знания 
  о том, как запустить консультирующую программу и просмотреть имеющиеся свидетельства. 
  Таким образом, знания организуются вокруг самих диагностических категорий. Альтернативный 
  вариант, используемый в большинстве других систем, — заложить эти знания в неявной 
  форме в набор неструктурированных правил.
  
 Прототипы 
  в программе CENTAUR содержат знания и объектного, и метауровня. Из них организована 
  сеть, фрагмент которой представлен на рис. 13.1. Верхний уровень иерархии занимает 
  прототип CONSULTATION (консультация), который управляет всеми стадиями процесса 
  проведения консультаций (ввод исходных данных, активизация гипотез и т.п.). 
  Затем следует слой прототипов, представляющих определенные патологические состояния, 
  такие как RESTRCTIVE LUNG DESEASE (легочные заболевания), OBSRTUCTIVE AIRWAYS 
  DESEASE (заболевания верхних дыхательных путей) и т.п. И на самом нижнем уровне 
  категории заболеваний разделяются, во-первых, на конкретные заболевания, а во-вторых, 
  по степени остроты. Так, категория заболеваний верхних дыхательных путей (OBSRTUCTIVE 
  AIRWAYS DESEASE) может быть разделена на подкатегории MILD (мягкие), MODERATE 
  (умеренные), MODERATELY SEVERE (умеренной остроты) и SEVERE (острые). А конкретные 
  виды заболеваний, представленные на этом уровне, — ASTHMA (астма), BRONCHITIS 
  (бронхит) и EMPHYSEMA (эмфизема).
  
 Каждый прототип 
  имеет слоты для некоторого набора компонентов, которые содержат указатели на 
  субфреймы знаний на объектном уровне. В каждом прототипе заболеваний органов 
  дыхания существуют слоты, представляющие результаты анализов легких, причем 
  каждый из этих слотов также является фреймом с собственными правами и собственной 
  внутренней структурой. Например, фрейм OBSRTUCTIVE AIRWAYS DESEASE (заболевания 
  верхних дыхательных путей) включает 13 компонентов, каждый из которых имеет 
  собственное наименование, характеризуется диапазоном допустимых значений и степенью 
  (мерой) важности. В дополнение к этому фрейм компонента часто содержит специальный 
  слот, называемый "inference rules" (правила вывода), в котором хранятся 
  порождающие правила формирования логического вывода на основе значения этого 
  компонента. Если компонент не содержит такого рода правил или правило по каким-либо 
  причинам не может обработать значение компонента, программа обращается с вопросом 
  к пользователю. Такую меру предосторожности в отношении набора правил можно 
  рассматривать как процедурную связь определенного вида. Процедурная связь обычного 
  вида потребовала бы включение в программу довольно значительного по объему фрагмента 
  LISP-кода.
  
 Факты, с которыми 
  работает программа, представляются фреймами, каждый из которых имеет шесть слотов. 
  В них содержится информация о наименовании параметра, его значении, степени 
  достоверности, источнике, классификации и обоснованности.
  
 Помимо знаний, 
  специфичных для предметной области, в прототипах имеется и управляющий слот. 
  В нем представлены знания метауровня о том, как использовать этот структурный 
  элемент знаний. Этот слот содержит LISP-выражения, предназначенные для
  
Каждый управляющий слот можно рассматривать как консеквентную часть правила, условная часть которого сопоставима с ситуацией, описанной компонентами прототипа.
|  |  |  |