1.3.4.
Разъяснение принятого решения
Вопрос о том,
как помочь пользователю понять структуру и функции некоторого сложного компонента
программы, связан со сравнительно новой областью взаимодействия человека и машины,
которая появилась на пересечении таких областей, как искусственный интеллект,
промышленная технология, физиология и эргономика. На сегодня вклад в эту область
исследователей, занимающихся экспертными системами, состоит в разработке методов
представления информации о поведении программы в процессе формирования цепочки
логических заключений при поиске решения.
Представление
информации о поведении экспертной системы важно по многим причинам.
Способность
системы объяснить методику принятия решения иногда называют прозрачностью
системы. Под этим понимается, насколько просто персоналу выяснить, что делает
программа и почему. Эту характеристику системы следует рассматривать в совокупности
с режимом управления, о котором шла речь в предыдущем разделе, поскольку последовательность
этапов принятия решения тесно связана с заданной стратегией поведения. Более
подробно связь этих характеристик будет рассмотрена в главе 16.
Отсутствие
достаточной прозрачности поведения системы не позволит эксперту повлиять на
ее производительность или дать совет, как можно ее повысить. Прослеживание и
оценка поведения системы — задача довольно сложная и для ее решения необходимы
совместные усилия эксперта и специалиста по информатике (подробно этот вопрос
рассматривается в главах 3, 13 и 17).
1.4.
Загадка одного портрета
В
одной известной загадке человек смотрит на портрет и говорит:
"У
меня нет братьев и сестер, но отец этого человека — это сын моего отца".
Спрашивается:
'Кто изображен на портрете?" Во-первых, потратьте пару минут и решите эту
загадку. Во-вторых, представьте себе, как вы будете объяснять ход решения кому-нибудь
постороннему, но при этом нельзя пользоваться никакими вспомогательными средствами
вроде карандаша и бумаги. Для многих эта загадка представляется головоломной,
причем немало и таких, которые не могут проследить за ходом уже описанного решения
(Smullyan, 1978].
Ответ
прост: отец смотрит на портрет сына (человек, который смотрит на портрет, —
отец человека, изображенного на портрете). Как мы пришли к такому заключению,
станет ясно после того, как мы воспользуемся логическим представлением. Пусть
Пит — человек на портрете, а Люк — человек, который смотрит на портрет.
"...это
сын моего отца".
сын(отец(люк)),
отец(пит).
"У
меня нет братьев и сестер..."
for
all X,
if
сын(отец(люк), X) then Х=люк.
Здесь
сын — это отношение между двумя людьми, а отец — функция, поскольку каждый имеет
только одного отца. Из этого утверждения после подстановки совершенно очевидно
следует
отец(пит)
= люк. Таким образом, Люк смотрит на портрет своего сына.
Правильное
логическое представление зачастую значительно упрощает решение задачи и делает
его более понятным. Но сформировать такое представление — это в значительной
мере искусство. Объяснение не всегда имеет форму доказательства, как в данном
случае, о чем будет подробно рассказано в главе 16.